Ваш регион:
Любой регион

Как сделать звено сильней?

Согласно рейтингам, МГУ занимает 1-2-е место среди лидирующих образовательных институтов Европы, а его диплом известен во всем мире. На экономическом факультете обучаются около 3000 студентов и более 1000 получают подготовку по программе дополнительного образования. Выпускники факультета составляют костяк многих исследовательских экономических институтов Академии наук, кафедр политической экономии ведущих вузов, разнообразных исследовательских центров в министерствах и ведомствах.

 

Однако и лучшим нужна помощь в трудоустройстве. Вот почему Компания FutureToday (входит в Группу компаний «s2b», которая занимается консалтингом и профессиональным рекрутингом) совместно с Экономическим факультетом МГУ и Сообществом выпускников экономического факультета 16 мая провела третий ежегодный День карьеры «Недостающее звено».

— Мы помогаем компаниям сориентироваться в студенческой среде и найти среди студентов именно тех, которые смогут в будущем вывести бизнес на новый уровень развития. В то же время, мы помогаем студентам сориентироваться в новом для них мире реального бизнеса, поиска работы и построения карьеры, сделать важный шаг от студента к профессионалу, найти самую лучшую компанию для работы. Отсюда и название «Недостающее звено» — это мостик между лучшими молодыми специалистами и лучшими компаниями, который помогает им встретиться, — объясняет партнер компании FutureToday «Недостающее звено» Екатерина Шуберт. — Одна из отличительных черт нашего мероприятия — использование методики on-campus recruiting: мы даем возможность заранее назначить встречу работодателей с заинтересовавшими их кандидатами. Для этого надо заполнить он-лайн резюме на нашем сайте. Компании-участники Дня карьеры ознакомятся с этими резюме и, возможно, пригласят кого-то из студентов пройти собеседование — если не в рамках Дня карьеры, то после. В прошлом году некоторые студенты получили по пять приглашений на собеседования. В этом году несколько человек получили по шесть приглашений. По нашим подсчетам, общее количество студентов, принявших участие в Дне карьеры в 2003-2005 годах, составило более 2000 человек.

В проекте принимают участие студенты и выпускники не только Московского университета, но и других ведущих экономических вузов Москвы: Высшей школы экономики, Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, Финансовой академии при Правительстве РФ, Московского экономико-статистического института, МГИМО, Государственного университета управления и пр.

Помимо Дней карьеры, на факультете существует служба содействия трудоустройству выпускников МГУ. «Проблем с трудоустройством у студентов и выпускников нет, — говорит сотрудник службы Мария Окунева, — компании находят нас сами, мы лишь помогаем взаимодействию работодателей и наших ребят, можно сказать, ускоряем этот процесс, ведь не у всех есть время искать работу даже в Интернете. Причем, отбираем лишь те программы стажировок и предложения о трудоустройстве, которые соответствуют уровню факультета».

В этот день в рамках проекта со студентами встретились представители 26 крупнейших российских и иностранных компаний (Ernst&Young, ФБК, BAT, Procter&Gamble, L«Oreal, Росэкспертиза, и др.), научных центров. По результатам работы с предварительно собранными студенческими резюме тринадцать компаний назначили более 300 собеседований, из которых треть прошла в этот же день в специально отведенной для этого аудитории. Соискатели прослушали презентации и приняли участие в тесте Компании Procter & Gamble и деловых играх, организованных компанией»s2b Personnel.

Проект завершился проведением Круглого стола с участием представителей экономического факультета, компаний-работодателей и кадровых агентств. Обсуждались вопросы рекрутинга молодых специалистов, качество их подготовки в вузе. По словам заместителя декана экономического факультета МГУ по общественным связям Владимира Хосе Эченикэ, у вуза налажены тесные контакты со многими работодателями. В качестве примера г-н Эченикэ привел взаимоотношения с PriceWaterhouseCoopers, которые используются как модель выстраивания отношений с факультетом и работодателем:

— Мы стараемся дать работодателю возможность наиболее раннего отбора студентов и вовлечения их во внутрифирменное обучение. PriceWaterhouseCoopers ежегодно отбирает у нас 15-20 человек и приглашает их на годичную программу обучения, многим из них устанавливает именные стипендии. Наиболее сильные по окончании стажировки остаются работать в компании. Таким образом происходит многолетний сложный отбор. От компании PWC мы получаем обратную связь и узнаем, соответственно, слабые и сильные места в нашей подготовке. Так, в качестве недостатка названы нечеткое представление студентов о современной ситуации в бизнесе. Другой недостаток, по мнению PWC, который, на мой взгляд, является продолжением достоинства наших учащихся, это слабая вера в свои силы. Поэтому на собеседовании и в первое время работы наши ребята выглядят не так уверенно, как выпускники других экономических вузов. Однако по прошествии нескольких месяцев часто оказывается, что потенциал роста нашего «воспитанника» выше, чем у других. Что, наверное, неудивительно, учитывая то, что в прошлом году на вступительных экзаменах на одно место претендовали четыре медалиста. К нам приезжают самые светлые головы со всей России и проходят отбор по самым жестким критериям.

— Факультет всегда традиционно готовил кадры для науки и образования, это был наш «конёк», — сказал декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Василий Петрович Колесов. — С переходом к рыночным отношениям нам пришлось задуматься над прикладным характером подготовки, но при этом не терять теоретический уровень. Насколько нам это удалось, судить вам.

После этого Василий Петрович обратился к присутствующим на Круглом столе работодателям с предложением высказать свое мнение по поводу подготовки студентов.

Анастасия Варечкина, управляющий директор консалтинговой компании «АксионБКГ»: «Вместе с увеличением числа получающих высшее образование, в общей массе становится все меньше уверенно знающих ребят и тех, кто может свои знания применить в работе. К сожалению, молодые специалисты имеют слабое представление о структуре предприятия, о принципах его работы. Например, есть отдельные знания о маркетинге, но как этот отдел взаимодействует с отделом продаж или производством, человек объяснить не может».

Борис Харас, управляющий консультант IBM: «В своей деятельности мне приходится часто сталкиваться с выпускниками вузов, поэтому могу с уверенностью сказать, что для успешности бизнеса нужен баланс опытных сотрудников и „юниоров“. До этого я работал в компании PriceWaterhouseCoopers, где отлично налажена работа с интернами (так мы называем молодых специалистов и студентов последних курсов). И в IBM мы пытаемся использовать этот опыт. Несмотря на то, что в крупных западных компаниях масса возможностей реализовать себя, не у всех кандидатов хватает выдержки, и из пришедших на стажировку остается на постоянную работу около половины. У нас есть вакансии, на которые мы приглашаем не только выпускников, но и студентов, начиная с 4-го курса. Причем, мы предлагаем учащимся не вспомогательные офисные вакансии вроде секретаря, а отправляем в проект под руководством наставника, где они могут найти приложение своим способностям и знаниям».

Елена Козлова, директор по персоналу компании FM Logistic: «Сначала у меня были сомнения по поводу участия в сегодняшнем Дне карьеры, так как я думала, что выпускники экономического факультета больше ориентированы на финансы и консалтинг. Сегодня я убедилась в обратном: ко мне целый день подходили очень заинтересованные студенты, и я с удовольствием узнала, что многие из них стремятся сделать карьеру именно в области логистики. Я согласна с коллегами, что ребята имеют слабое представление о бизнесе. Выход я вижу в стажировках, возможно, коротких — одна-две недели, например, летом. Такая практика стала бы большим подспорьем для ребят, которые смогли бы попробовать себя в разных отраслях бизнеса и сделать выбор на более ранней стадии. В условиях сегодняшней глобализации очень важна языковая подготовка. Ее отсутствие может стать помехой на карьерном пути. И в результате на зарубежную стажировку поедет не тот, кто талантливей, а тот, кто сможет объясниться с иностранцами».

Александр Саблуков, руководитель департамента комплексных исследований «Агентства Контакт», познакомил аудиторию с предварительными результатами исследования, посвященного рынку труда молодых специалистов.

— По нашим данным, в Москве ежегодно выпускается порядка 180 тысяч дипломированных специалистов. Но только 40% из них находят работу по специальности и лишь 15% выпускников могут быть эффективными в бизнесе (то есть затраты компании на их обучение и зарплату адекватны пользе, которую они приносят компании). Именно за эти 15% идет постоянная борьба работодателей.

Наибольший опыт работы на момент окончания вуза имеют выпускники Финансовой академии и МГТУ им. Н. Э. Баумана (порядка 90%). Чуть меньше — около 80% — у студентов МФТИ и МГУ (лидируют студенты экономического факультета и ВМК), Высшей школы экономики, РЭА им. Плеханова и еще нескольких вузов.

Мы проанализировали требования 45 компаний, имеющих программы graduate recruitment (то есть подбора специалистов во время обучения в вузе или сразу после его окончания). Значительное число компаний (38%) не предъявляют специальных требований к образованию выпускников. В тех компаниях, в которых такие требования предъявляются, наиболее востребованы выпускники математического факультета, имеющие специализацию в области ИТ. На втором месте экономика, налогообложение, банковское дело, финансы, маркетинг. Далее следуют юриспруденция, маркетинг, менеджмент, психология и социология.

Что касается дополнительных требований, то, в первую очередь, это знание ПК, аналитическое мышление и хороший уровень английского. Затем умение работать в команде и подчинение корпоративной культуре компании (кстати, одним из недостатков выпускников работодатели считают неумение адаптироваться и принять корпоративную культуру организации). В качестве важных факторов, влияющих на принятие решения о найме, были отмечены также коммуникативные навыки и ориентация на карьеру. Опыт работы, кстати, оказывается в этом списке далеко не на первом месте, поскольку работодатели понимают, что требовать его от выпускников и студентов невозможно. Наконец, большим плюсом является знание выпускником второго иностранного языка.

Хочу сказать и об исследовании, которое мы провели по заказу независимого рейтингового агентства «РэйтОР» и компании «Крэйн», предоставляющей образовательные кредиты. Мы провели анализ базы данных резюме выпускников 40 столичных вузов. В ходе исследования проводился анализ изменения уровня заработных плат в зависимости от года выпуска, межотраслевой миграции специалистов, изменения уровня должности в зависимости от отрасли и пр. Также были опрошены эксперты — представители ведущих кадровых агентств и руководители служб персонала из 15 отраслей рынка. Вопросы касались предпочтений к образованию кандидатов, их недостатков и достоинств в зависимости от вуза. Мы также попытались проранжировать различные факторы, которые важны, по мнению работодателя, для карьеры молодого специалиста.

В данный момент мы заканчиваем опрос выпускников 19 ведущих вузов. Вопросы в основном касались удовлетворенности полученным образованием, соответствия специальности и реальной работы. Таким образом, мы попытались проанализировать профессиональное становление специалиста в зависимости от образования. Сейчас мы готовим отчет по рынку труда выпускников московских вузов и вскоре представим его общественности.

Вот некоторые данные исследования по выпускникам МГУ 2004 года (конечно, надо учитывать то, что в нашу базу данных попадают наиболее активные и, конечно, амбициозные соискатели). Средняя зарплата, по нашим данным, составляет $ 730, что на $ 200-250 больше, чем у их предшественников в 2000 г. В целом запросы выпускников за последние годы очень выросли. Что касается первой работы, то большинство (порядка 40% ) выпускников МГУ приходят на начальные позиции (ассистент, стажер, младший специалист). За пять лет большинство их вырастают до специалиста среднего звена. Много и тех, которые за этот период достигают начальной руководящей должности (руководителей подразделений, проектов, отделов). Порядка 8% входят в высший руководящий состав компании.

Круглый стол завершился диспутом по вопросу необходимости ориентации образования на практику. Декан факультета Василий Петрович Колесов согласился с работодателями в том, что необходимо разрабатывать это направление, но все же выразил свою твердую позицию: практика не должна идти вразрез с фундаментальной подготовкой, которой славится и за которую ценится университет.

— На экономическом факультете читается более 300 дисциплин, — сказал декан. — У нас очень сильная математическая подготовка, досконально преподается, например, история экономики, чем могут похвастаться единичные вузы. В традициях МГУ дать глубокое академическое образование, а приложение ему специалисты найдут. В противном случае из наших стен будут выходить «ремесленники». Практика не должна быть в ущерб теории и не приводить к перегрузке. Некоторые бойкие ребята начинают работать на 3-4-х курсах, они полностью погружаются в деятельность предприятия, из-за чего страдает учеба. А через какое-то время их рост приостанавливается, потому что когда-то был недополучен пласт знаний. Очень часто по отзывам работодателей мы узнаем, что наш выпускник лучше понимает суть своей работы благодаря своему широкому кругозору и теоретическому багажу. Его потенциал богаче — и именно в этом его конкурентное преимущество перед выпускниками остальных вузов. А вот ввести в список дисциплин спецкурсы, которые будут читаться практикующими бизнесменами, — вполне реально.

 

«Работа сегодня» № 21 (386), 6 июня 2005

 

 

×