Ваш регион:
Любой регион

Результаты первого "кризисного" исследования молодых специалистов

В каких компаниях мечтают работать студенты, на какую зарплату рассчитывают и чего ждут от своего профессионального будущего - ответы на эти вопросы даются в результатах исследования, впервые представленных на Круглом столе в МГУ 2 июня 2009 г. 

 

Мы приглашаем Вас ознакомиться с краткой версией отчета по этому исследованию.

 

1. Бренд работодателей

В данной части мы рассмотрим отношение студентов к брендам компаний-работодателей.

Среди студентов, проходивших опрос на сайте и получивших список компаний для выбора, можно отметить высокие показатели таких компаний, как МсКinsey & Company, L'Oreal, Procter & Gamble, Unilever. Высокие позиции этих брендов, объясняются, на наш взгляд, их активной работой со студентами ведущих вузов, которую они ведут в данный момент и вели в прошлом.

Наиболее популярным работодателем оказался, как и в прошлом году, «Газпром» - его отметили 34,5% опрошенных. Объяснение этому мы видим в нескольких уникальных характеристиках данной компании: «Газпром» - крупнейшая российская компания; часто упоминается, а также рекламируется в СМИ; ее имидж связан с государством и гарантиями, которые оно предоставляет при трудоустройстве. При этом важно отметить, что при отсутствии списка для выбора «Газпром» набирает лишь 6,5% голосов (4 место). Вероятно, это можно объяснить тем, что имидж «Газпрома» как работодателя менее силен, чем у компаний, которые активно продвигают себя среди молодых специалистов.

 

Диаграмма 1. В какой компании Вы хотели бы работать (с подсказкой)?

 

2. Факторы, влияющие на выбор работы

В данной части будут рассмотрены те факторы, которые студенты учитывают при трудоустройстве:

В исследовании 2009 г. существенное влияние на ответы респондентов оказал финансово-экономический кризис. Как показал опрос, для студентов характерны негативные ожидания относительно сроков его окончания: более 50% опрошенных студентов считают, что кризис закончится не раньше, чем через 3 года. И лишь 9,6% респондентов полагают, что окончания кризиса можно ожидать к осени 2009 г.

Проследим влияние подобных ожиданий на профессиональные планы студентов, а также их карьерные ожидания.

Больше трети опрошенных выпускников 2009 г. (32,5%) затруднились ответить на вопрос, что они будут делать после получения диплома. Для сравнения: в прошлом году[1] при ответе на аналогичный вопрос с ответом затруднились только 2,5%.

Продолжить обучение в РФ или за границей предполагают 25,2% будущих выпускников. Выйти на рынок труда (начать искать работу или продолжать работать) собираются меньше половины опрошенных выпускников (42,4%).

Самым важным фактором при выборе работы студенты считают «высокую зарплату». Этот вариант поставили на первое место среди прочих факторов 39,3% респондентов. На втором и третьем месте в этом году оказались такие факторы, как «возможность учиться и узнавать новое» и «перспективы роста» - в сумме она набрали 40,5% голосов - чуть больше, чем «высокая зарплата» (см. Диаграмму 2 на следующей странице). Исходя их этих данных, можно предположить, что на старте карьеры студенты рассчитывают на получение опыта и новых знаний не в меньшей степени, чем на высокий доход.


Диаграмма 2. Назовите четыре фактора, наиболее важных для Вас при выборе работы. (Первое место)

По интервалам желаемой заработной платы ответы распределились практически так же, как в прошлом году. Наиболее популярный интервал остался прежним: 25-30 тысяч рублей - такую зарплату хотели бы иметь 15,2% опрошенных. С учетом инфляции, это означает некоторое падение зарплатных ожиданий по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, подобные ожидания можно считать завышенными. Можно предположить, что связано это с тем, что студенты не осознали до конца ситуацию на рынке труда и продолжают переоценивать стоимость своего труда. Этот факт подтверждает и соотношение желаемой заработной платы и той, которую в реальности получают сейчас студенты:

 

Диаграмма 3. Какую зарплату Вы хотели бы получать?

 


3. Каналы доступа к аудитории молодых специалистов

Данная часть посвящена выявлению эффективных каналов доступа к целевой аудитории, с целью рекламы и продвижения HR-бренда.

Студенты ведущих вузов указали, что из всех видов рекламы больше всего доверяют телевизионной (16% опрошенных). При этом на втором месте среди рекламных площадок, вызывающих доверие, оказались вузовские кампусы - их назвали 8% респондентов. Рекламе в социальных сетях доверяет 4,7% студентов ведущих вузов.


Диаграмма 4. Каким видам рекламы Вы доверяете больше всего?

 

Наконец, самым популярным сайтом среди студентов ведущих вузов, по итогам опроса, оказалась социальная сеть Vkontakte.ru. При ответе на вопрос о сайтах, которые они обычно посещают, ее указали 22,9% процентов опрошенных. При этом в прошлом году молодежную социальную сеть опередил Яндекс. Важно отметить, что 3,2% респондентов рассматривают этот сайт и как ресурс для поиска работы.

 


[1] По результатам исследования среди молодых специалистов, проведенного FutureToday совместно со ВЦИОМом в 2008 г.

 

×