Ваш регион:
Любой регион

Хочешь быть успешным – будь им!

Мы и только мы решаем, выходить ли нам победителями из сложных ситуаций или обрекать себя на вечный проигрыш. Чтобы достичь успеха, важно сформировать у себя позитивное отношение к жизни. Речь идет вовсе не о «розовых очках», а об умении видеть положительное даже в тех обстоятельствах, что поначалу показались очень неблагоприятными. Как этого добиться?

Мы и только мы решаем, выходить ли нам победителями из сложных ситуаций или обрекать себя на вечный проигрыш. Чтобы достичь успеха, важно сформировать у себя позитивное отношение к жизни. Речь идет вовсе не о «розовых очках», а об умении видеть положительное даже в тех обстоятельствах, что поначалу показались очень неблагоприятными. Как этого добиться?


Как вы думаете, почему одни добиваются успеха, а другие - нет? В конце статьи вы узнаете, о чем свидетельствует тот или иной ваш ответ.

Установки: позитив - негатив

Путник шел по дороге и увидел работающих каменщиков. «Что ты делаешь?» - спросил он первого. «Я кладу камни» - ответил тот. «А ты что ты делаешь?» - спросил путник второго каменщика. «Я работаю за две гривны в неделю». Увидел путник третьего строителя и обратился к нему со своим вопросом. «Я строю дворец, который простоит века».

Очевидно, что и работать эти каменщики будут с разным настроем. Есть даже продолжение этой истории: через некоторое время, ближе к концу дня, путник снова проходил мимо каменщиков. Двое были усталыми, печальными, еле двигались, а третий - был бодр и пел песни.

Существует специальный прием - рефрейминг, который позволяет увидеть ситуацию, факт, действие под другим углом зрения. Классический пример этого представлен в известной байке: сидят пессимист и оптимист и пьют вино, перед ними стоит полбутылки вина. Пессимист говорит: «Уже половину выпили», - оптимист на это отвечает: «Зато еще половина осталась». Руководителю важно как самому владеть этим приемом, так и настраивать на умение видеть другую сторону событий своих сотрудников.

Сам по себе рефрейминг может строиться по нескольким принципам:

ü Переформулирование с точки зрения позитива.

«Мне дали дополнительный проект, значит, мне доверяют, а я смогу проявить себя и получить продвижение в будущем» (вместо: «Я получаю дополнительную нагрузку за те же деньги»).

ü Использование ЗАТО, показ преимуществ, которые дает определенная ситуация или качество человека.

«Я медлителен, зато все перепроверяю и не допускаю ошибок».

ü Постановка факта, человека или ситуации в выгодный для сравнения ряд.

«По сравнению с бухгалтерией наш отдел загружен гораздо меньше». «Я сейчас успеваю гораздо больше, чем три месяца назад».

ü Работа на контрастах с использованием ИЛИ.

«Что мне лучше, чтобы мне пообещали и не сделали, или сказали о реальных ресурсах?»

Использование рефрейминга ни в коем случае не подразумевает обмана, та сторона, которую мы показываем себе или другим, обязательно должна соответствовать действительности.


Нет - негативу!

Практически на каждого из нас постоянно обрушиваются сложности, нерешенные проблемы. Как справиться с этим потоком, не уходя в состояние постоянного стресса в и то же время оставаясь эффективным? Есть несколько хороших правил, которые позволяют повысить собственную мотивацию и эффективность:

ü Всегда, когда происходит что-то негативное, найти как минимум 3 позитивных последствия, которые можно извлечь из этой неприятности.

ü Развивать достоинства и нейтрализовать недостатки.

Недостатки - это только то, что нам реально мешает. Предположим, человек является интровертом и мучается от отсутствия коммуникативных навыков. Важно проанализировать, есть ли ситуации, в которых ему так уж необходимы эти навыки, или он прекрасно справляется с работой и без них. Если он легко может добиваться успеха при том наборе способностей, который у него реально есть, стоит ли сожалеть о своем якобы недостатке?

Другая ситуация: недостаток реально мешает человеку достигать успехов. В такой ситуации надо сказать себе: «Да, это недостаток. Что я могу сделать, чтобы он мешал мне как можно меньше?» Например, та же самая некоммуникабельность. Если основной вид деятельности не требует этого качества в обязательном порядке (как, например, продажи), то можно максимально вести переписку по электронной почте, минимально общаясь лично.

Достоинства же, напротив, надо развивать, как можно чаще попадая в ситуации, в которых положительные качества проявляются особенно ярко и наглядно.

ü Очень важно научиться не реагировать на негатив, исходящий от людей, которых вы не знаете, или знаете, но не уважаете, или понимаете их предвзятое отношение.

Допустим, вы проходите мимо тетки, сидящей на скамейке, и она нелестно отзывается о вашем внешнем виде. Будете расстраиваться? Если вы ответили утвердительно на этот вопрос, то вам надо поработать над четким определением вашей референтной группы (группы людей, чье мнение важно для вас). Если вы ответили отрицательно, вспоминайте этот пример всякий раз, когда станете болезненно реагировать и обижаться на людей, не входящих в вашу референтую группу.

ü Помните, что положительный настрой в ситуации, когда вы приступаете к сложной задаче - залог успеха.

Успешный в продажах сотрудник рассуждает так: «Я могу предложить клиенту то, что даст ему возможность получить выгоду для себя (заработать, улучшить качество жизни и т.д.). А слабый продавец думает так: «Я сейчас буду отвлекать человека от его дел, надоедать ему, пытаться заставить его купить то, что ему не особенно и нужно».

ü Определите реальные ресурсы, которые обеспечат успех задуманного.

Надо честно ответить на вопрос, какими вы располагаете внутренними и внешними ресурсами для достижения поставленной цели. Есть и противоположный подход - обосновывать, почему это не должно получиться. Те, кто рассуждает именно так, обычно становятся неудачниками. Поэтому стоит всегда сначала детально продумать, что у вас есть, почему у вас получится достичь цели, и только потом можно просчитывать риски. Причем ставить вопрос следующим образом: «Что я могу сделать, чтобы нейтрализовать этот фактор риска?»

ü Умейте выходить из «отрицательного якорения».

Если несколько раз подряд мы оказываемся неуспешными в однотипных ситуациях, то происходит так называемое «отрицательное якорение», т.е. устойчивая ассоциативная связь любой подобной ситуации с отрицательными эмоциями. И в дальнейшем сама по себе ситуация или ее ожидание могут вызывать у нас негативный настрой и, как следствие - повышенную вероятность неудачи. Самый лучший выход - смоделировать подобную же ситуацию, но обязательно несколько раз закрепить у себя ее положительное восприятие. Например, человек учится водить машину. Оказываясь участником оживленного движения, попадая в пробки, где ему сигналят, он чувствует себя неуютно. Так вождение машины начинает прочно ассоциироваться у него с негативными эмоциями. Стоит сознательно поехать в тихое место, где вести машину будет легко, где можно слегка расслабиться и получить удовольствие и несколько раз такую ситуацию повторить. Другой пример: подготовка презентации требует многочасового, кропотливого и нудного сбора информации. Это раздражает. Есть риск, что этот вид деятельности навсегда будет связан с раздражением. Для разнообразия можно подготовить несколько простых презентаций, которые даются вам легко.


Что делать и кто виноват?

Есть в английском языке такое понятие - problem solver. По-русски это звучит более или менее коряво: решатель проблем, человек, склонный к решению проблем. Суть в том, что человек из многих различных вариантов действий выбирает именно решение проблемы. А многие предпочитают другие варианты: делать вид, что проблемы не существует, или паниковать, или перекладывать ответственность за выход из сложной ситуации на других. Склонность человека к самостоятельному решению проблем - одно из важнейших качеств в бизнесе. Соответственно, такие люди успешнее в карьере, им доверяют, их ценят.

Замечательно, когда вы уже такой человек. А если нет? Можно ли сформировать эту успешную модель поведения у себя? Отчасти можно. Если последовать определенному алгоритму действий:

ü Берем на себя реальную ответственность.

ü Приобретаем необходимые навыки решения конфликтных и сложных ситуаций в ходе тренингов или самообразования.

ü Даем себе четкие установки: если проблема возникла, во-первых, ее надо решать, а не избегать. Во-вторых, необходимо предложить варианты выхода из этой ситуации, проанализировать плюсы и минусы, а также вероятность успеха каждого из вариантов, и только после этого обратиться к мнению руководителя.

Есть несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание при решении сложных ситуаций. Первый - это обращенность в будущее. Одной из самых типичных ошибок людей, попадающих в негативные ситуации, является попытка поиска виноватых, а также длительный анализ того, что было сделано раньше. Прошлое должно интересовать нас ровно настолько, насколько оно может повлиять на будущее: важно не то, почему сотрудник совершил ошибку, а как построить ситуацию, чтобы в будущем эта ошибка не повторилась.

Второй момент: прошлое необратимо, и когда мы постоянно «зависаем» в прошлом, у нас создается настроение безысходности, невозможности реально что-то изменить в лучшую сторону. Так что стоит отказаться от вопроса «Кто виноват?» и перейти к значительно более продуктивному «Что делать?».

Двое сотрудников одновременно приступили к работе в только что созданном отделе маркетинга. Один из них повел себя «позитивно» - проанализировал, что необходимо сделать для улучшения работы отдела и внес соответствующие инициативы. Другой - «негативно», упорно обсуждая со всеми неправильную с его точки зрения постановку системы маркетинга в компании и сложность ее усовершенствования. Кто из них добился успеха?

Все это - не рецепт, а только руководство к действию, набор тех правил и приемов, которые помогут стать успешными в жизни, карьере, работе. Главное - стараться следовать им, постепенно превращая в привычку. «Никакие рассуждения не в состоянии указать человеку путь, которого он не хочет видеть», - сказал Ромен Роллан. Так что постарайтесь найти этот путь сами.


Ну, а теперь ответ на вопрос, который прозвучал в начале статьи:

Люди, которые объясняют успех целеустремленностью, знаниями, усилиями, какими-то реальными качествами (умом, упорством, коммуникабельностью и т.п.), имеют однозначные шансы добиться успеха. У того, кто говорит о везении, удаче, помощи других, связях и т.п., таких шансов гораздо меньше.


×