Ваш регион:
Любой регион

Доноры заговорили

Владельцы компаний должны знать, как тратятся корпоративные деньги — в том числе и на поддержку нуждающихся. С этой целью «Ведомости» решили оценить, насколько эффективно компании, работающие в России, жертвуют на благотворительность.

Ведомости«провели исследование корпоративной благотворительности совместно с PricewaterhouseCoopers (PwC). Организаторы исследования не просто хотели выяснить, сколько российские компании с отечественным и иностранным капиталом тратят на благотворительность (рейтинги по этому параметру в России есть), но главное - оценить эффективность использования средств.
К участию в исследовании приглашались компании с годовым оборотом не менее $10 млн и заверенной аудитором отчетностью за 2007 г. Еще одно ограничение: к рассмотрению принимались только проекты, которые финансируются за счет компаний, частные фонды руководства или акционеров компаний не принимались в расчет. Кроме того, учитывалась только корпоративная благотворительность, а не пожертвования сотрудников компании или спонсорство (расходы из рекламного бюджета). Весь сбор данных осуществлялся сотрудниками газеты.
В итоге «Ведомости» получили 41 анкету, из которых было проанализировано 40: «КИТ финанс» отозвал свою анкету после того, как его купили структуры «Российских железных дорог» и «Алросы».
Итоговое место компании в исследовании на 50% зависело от количественных показателей, другая половина - от качества и эффективности программы. Для оценки качества редакция и PwC отобрали шесть не зависящих от частных фондов и компаний-доноров экспертов. Один из них накануне публикации итогов исследования отозвал свои оценки (о причинах см. ниже). Насколько количество, т. е. размер бюджета, не гарантирует качества, видно из таблицы на стр. В1.
Кто дарит деньги
Из 40 компаний, принимавших участие в исследовании, большинство (40%) промышленные, еще почти четверть (22,5%) - банки, остальные из сферы ритейла, телекоммуникаций и проч. Лидером первого исследования корпоративной благотворительности стала ОК «Русал» с результатом 3,75 балла из 4 возможных. На втором месте оказались «Трансаэро» и «Седьмой континент» (по 3,33 балла).
Куда идут деньги
Больше всего одному из членов жюри - исполнительному директору благотворительного фонда «Подари жизнь» Григорию Мазманянцу нравится пример «Трансаэро»: компания занимается благотворительными авиаперевозками больных детей на лечение. «Седьмой континент» вовлекает не только сотрудников, но и покупателей, рассказывает Мазманянц: они вместе с сотрудниками собирают средства на покупку оборудования. Это значит, что пожертвования - не просто дань моде, а общее чувство, говорит он.
Запутались в терминах
Самая главная проблема наших компаний в том, что они путают корпоративную благотворительность с социальной ответственностью бизнеса. Когда компания сажает деревья в детском саду, в который ходят дети сотрудников, или благоустраивает район, где живут сотрудники, или обучает их - это социальная ответственность бизнеса, рассуждает Мазманянц: бизнес поддерживает сам себя, он стимулирует сотрудников работать на него еще лучше. А благотворительность заключается в том, что компания дарит деньги той части общества, где плохо, добавляет он: компаниям, которые выдавали социальную ответственность за благотворительность, Мазманянц ставил низшую оценку. А Ассоциация менеджеров, руководитель которой Александр Литовченко был в числе экспертов, в итоге даже отозвала свои оценки из-за путаницы между социальной ответственностью и благотворительностью.
Еще одной большой проблемой является недоверие, сетует Наталья Каминарская из «Форума доноров»: компании не доверяют тем, кому отдают свои деньги, поэтому предпочитают работать с получателями напрямую и в большинстве случаев создают большие подразделения или целые фонды, как в «Ренове» или АФК «Система», говорит она.
Исключение составляют фонды известных людей - например, фонд Чулпан Хаматовой и Дины Корзун, который успешно реализовал билеты на благотворительный концерт в рамках Дней России, проводившихся в феврале «Тройкой диалог». Такая благотворительность будет востребована и дальше.
Предкризисные итоги
Очень важный позитивный момент в том, что компании научились описывать, что и зачем они делают, говорит Каминарская: благотворительность является частью стратегии компании, а не разовым «бантиком». Еще порадовало то, что компании планировали увеличение благотворительного бюджета на 2008 г. по сравнению с 2007 г., отмечает она: изменения были от 8% до 100%. Понятно, что в кризис все будет выглядеть по-другому, но само увеличение бюджета говорит о том, что компании считают благотворительность важной. Несмотря на кризис, понимание важности благотворительности не уйдет, надеется Каминарская.

Полный текст статьи: Ведомости №37

×