Ваш регион:
Любой регион

Телекоммуникации: тенденции отрасли и основные игроки

Телекоммуникации – один из важнейших секторов экономики, который обеспечивает стратегическое развитие и функционирование других отраслей хозяйства страны.

По данным Росстата на 2011 год объём рынка телекоммуникаций в России достиг размера в 1,4 трлн. руб. [7], что составляет около 3% ВВП страны. Наиболее динамично развивающимися являются два направления: сегмент широкополосного доступа в интернет и сегмент сотовой связи. Эти два сектора занимают более половины всего рынка, причем 44% – рынок сотовой связи.

Темпы развития отрасли замедлились во время экономического спада 2007-2009 гг., однако уже несколько лет рынок демонстрирует, что российский телеком вышел из кризиса:

 

Источник: PMR Consulting

 

Крупнейшие игроки

Общее число номинальных абонентов, что фактически означает количество проданных SIM-карт, в России на данный момент составляет 227,55 млн. человек. Это соответствует уровню проникновения в 159%, таким образом, на 100 жителей страны приходится 159 SIM-карт.

Если говорить о распределении абонентов по сотовым операторам, крупнейшими компаниями являются МТС, МегаФон и ВымпелКом:

Источник: [2]

 

Другими словами, 31% абонентов пользуются услугами МТС, 27% -- МегаФона, 24% -- ВымпелКома, 10% -- это абоненты Tele2, а 8 % приходится на других операторов.

Рыночная доля операторов по выручке распределяется следующим образом:

 

Источник: AC&M Consulting

 

По выручке снова лидирует МТС, второе место делят между собой МегаФон и ВымпелКом, причём последний, имея базу абонентов меньше, чем у МегаФона, выигрывает за счёт высоких показателей среднего дохода от абонента – более 300 рублей в месяц:

 

Источник: AC&M Consulting

 

Другие игроки телекоммуникационного рынка – СкайЛинк, СМАРТС, МОТИВ, занимают незначительные доли рынка как по выручке, так и по количеству абонентов.

 

Тенденции

Доходы телекоммуникационных компаний от услуг фиксированной связи с каждым годом уступают свою долю в общей выручке дополнительным услугам сотовой связи, так называемым VAS-услугам (Value added services). Дополнительные услуги подразделяются на три большие группы: SMS, передача данных (мобильный интернет) и контент (мобильное ТВ, определение местоположения и др.). Основным драйвером роста отрасли является мобильный интернет, темпы роста которого составляют 40-45% в год, а общий вклад в выручку – 40% VAS.

Мария Винник, руководитель службы корпоративных коммуникаций компании "ВымпелКом", считает, что рынок дополнительных услуг будет расти главным образом за счет сегмента передачи данных: «Мы видим уверенный рост в сегменте передачи данных. При этом особенно хочется отметить, что наибольшая динамика как по операционным, так и по финансовым показателям наблюдается в мобильном сегменте Small Screen, доходы увеличивались на 39% год от года, при этом в сегменте Small Screen на 48%. Число абонентов Small Screen выросло на 21%, а трафик практически в четыре раза» [3].

 

 

Источник: ATKearney, Merrill Lynch

 

Другим драйвером роста в ближайшее время станет развитие мобильной связи четвертого поколения LTE, частотные ресурсы которого были поделены между четырьмя компаниями – МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» и «Ростелеком». В течение следующих семи лет планируются инвестиции в строительство сетей во всех городах России населением не менее 50 тыс. человек [4].

Необходимо отметить, что за последние несколько лет выросли капитальные инвестиции в отрасль – до 35% в год, составив в 2011 г. почти 260 млрд. руб. [1] Телекоммуникационная отрасль также привлекает и зарубежные инвестиции, которые в прошлом году составили 4,7 млрд. долл. [7]

 

Источники:

  1. http://www.minsvyaz.ru
  2. http://www.mforum.ru/news/article/101571.htm
  3. http://www.rg.ru/2012/06/26/telefon.html
  4. http://expert.ru/expert/2012/28/operatoryi-raskoshelyatsya-na-4g/
  5. http://www.acm-consulting.com/
  6. http://www.cnews.ru
  7. http://www.gks.ru

 

×