Ваш регион:
Любой регион

Отдых как система

Российский рынок туризма уже полгода в кризисе: проблемы начались еще летом, когда остальная экономика чувствовала себя вполне сносно. Спрос падает, операторы вынуждены работать чуть ли не с отрицательной рентабельностью, наличности не хватает. «Интурист» меж тем живет по своим законам. «К началу декабря на наших счетах скопилось около $30 млн свободных средств», — признается президент компании Александр Арутюнов. Сложившейся ситуацией он собирается воспользоваться. До сих пор самыми рентабельными для «Интуриста» были гостиницы. Теперь компания хочет пожертвовать этой частью своего бизнеса, чтобы пустить освободившиеся средства на приобретение разоряющихся туроператоров. Скупка уже началась.

Вперед к прошлому

«Интуристу» есть смысл торопиться: на наш рынок все чаще заглядываются иностранцы. В России регулярно путешествует лишь 12% населения, а в Западной Европе — около 70%. Возможности для роста налицо. Кризис отсрочит приход международных компаний, но уже в 2010 г. они снова заинтересуются Россией, пророчит Арутюнов. К этому времени «Интурист» по его замыслу должен стать равным им по силе игроком.

Шторм на пляже

Последние несколько лет приучили туроператоров к мысли, что праздник будет длиться вечно. Еще бы: с 2002 по 2007 г. рынок выезда, наиболее массовый и денежный сегмент, вырос вдвое в физическом выражении и еще больше — в денежном. Даже резкий рост цен на топливо, начавшийся в этом году, не испугал операторов.

В этом году сразу три крупнейших — «Тез Тур», «Натали Турс» и «Мострэвел» — решили заняться греческим направлением, до этого монополизированным «Пегас Туристик». И переоценили спрос. «Они забронировали огромное количество мест, выкупили на этом направлении массу билетов — и в итоге пришлось демпинговать. Этим летом слетать из Екатеринбурга в Грецию на неделю стоило всего €99!» — вспоминает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

Компании надеялись выправить положение за счет зимнего сезона, на который обычно приходилось около 35% продаж, и подготовили в августе-сентябре обширную зимнюю программу. Но тут пришел кризис. Интерес к новогодним турам, который обычно ощущается уже в сентябре, в нынешнем году проявился лишь с декабря, признается Ирина Тюрина. По ее оценке, спрос на зимний отдых упал на 30%. При этом туристы выбирают гораздо более дешевые посленовогодние туры и недорогие гостиницы. На отток клиентов наложились сложности с кредитованием. Арутюнов решил воспользоваться ситуацией.

Удвоение за два года

$30 млн и еще «несколько десятков миллионов» — для туристического рынка сумма вполне достаточная, чтобы начать скупку операторов второго эшелона и испытывающих проблемы агентств. Уже осенью «Интурист» вел переговоры на эту тему. Первая сделка объявлена — покупка 51% крупнейшего на Урале турагентства «Росстур» с оборотом около 1,4 млрд руб. Эксперты оценили сделку в $6 млн. Это только начало: сейчас «Интурист» занимает 8-9% рынка выездного туризма, а к концу 2010 г. Арутюнов надеется получить 20-22%. Насколько реалистичны эти планы?

Арутюнов рассчитывает, что в нынешних условиях, когда уже прошли новости о банкротстве нескольких небольших игроков, клиенты будут выбирать компанию, которая кажется им более надежной, и «Интурист» не потеряет в объемах продаж. Между тем рынок, по его оценке, упадет в деньгах на 15-20%, что автоматически увеличит долю лидера до 10-11%. Остальное надо добирать за счет скупки игроков, считает Арутюнов.

Единственная сделка на российском туррынке с официально объявленной ценой — покупка 80% «Калипсо» финской Aurinkomatkat за €2,5 млн (данные отчета Aurinkomatkat). Но цены с тех пор изменились. Примерную оценку можно сделать иначе: если $6-миллионная сделка с «Росстуром» позволит «Интуристу» увеличить оборот примерно на 5%, то двукратный рост оборота обойдется компании в $120 млн. Денег хватит, уверяет президент «Интуриста». Компания сейчас вносит изменения в бизнес-план на 2009 г. — сбор средств начался.

Инвестиции, надеется Арутюнов, окупятся через 3-4 года. Важнее другое: если все получится, увеличение доли позволит «Интуристу» диктовать условия, сбивать цены поставщиков. Есть и другая возможность. «Система» никогда не скрывала, что туроператор может со временем быть продан. Если «Интурист» и правда сумеет вырасти на нынешнем кризисе, снижение рентабельности покупателям можно будет попробовать объяснить болезнями роста.

SmartMoney Полный текст статьи

×